Порт пяти морей, грандиозный пример сталинского ампира, жемчужина столицы, белый волжский теплоход – это все об удивительном сооружении, созданном в далекие тридцатые годы прошлого столетия. Здание Северного речного вокзала уникально не только потрясающей архитектурой, но и историей создания.
Вдумайтесь только: всего десять лет минуло с той поры, как отгремела Гражданская война, и был подписан договор об образовании СССР. Еще только набирает обороты промышленность и не ликвидирована детская беспризорность. В стране начался массовый голод – отголоски уничтожения крепких крестьянских хозяйств и принудительной коллективизации. Но этот стойкий народ верит: канал соединит Волгу с Москвой-рекой, и великолепный вокзал – будет! Отсюда пойдут грузы на Север, и отважные полярники отправятся в Арктику. Отсюда поплывут теплоходы в Астрахань и Казань, в Ленинград и Сталинград!
Главное здание канала Москва-Волга
Просто поразительно, какими сумасшедшими темпами развивалось в тридцатые годы юное государство. Даже древняя столица, казалось, помолодела: открывались новые фабрики и заводы, вводились в эксплуатацию автодороги и вокзалы, сдавались сотни жилых домов. Этот строительный бум вошел в историю под названием Сталинская реконструкция Москвы. Для реализации столь масштабных планов, как известно, требуются рабочие руки. В этот период наблюдался небывалый прирост населения столицы. Вполне прогнозируемо возникли сложности с водоснабжением.
Проблему решили с присущей молодым новаторам дерзостью. Нет, до «повернуть реки вспять» и «течет вода Кубань-реки, куда велят большевики» было еще далеко, однако идея соединить две реки по тем временам была почти фантастической. И осуществили ее в небывалые сроки: чуть больше четырех лет, и готов канал длиной 128 километров!
В этот период было создано 200 гидротехнических сооружений, главным и самым крупным из которых стал Северный речной вокзал. Главный архитектор проекта Алексей Рухлядев был почитателем венецианского стиля в архитектуре. Светлое здание кажется невесомым, парящим над водой подобно знаменитому Дворцу дожей в романтичной Венеции. Но что-то в этом шедевре навевает мысли о волжских просторах. Присмотритесь внимательно: три яруса открытых веранд с колоннами точно палубы парохода, центральная башня с 27 метровым шпилем – труба!
Возведение этого памятника архитектуры регионального значения началось в 1933 году.
Интересные факты:
• Само здание, грузовой порт, причалы сооружались на суше – до заполнения водой Химкинского водохранилища.
• В строительстве принимали участие заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря – крупнейшего лагерного объединения НКВД, созданного специально для обеспечения рабочей силой строительства канала Москва-Волга.
• Шпиль вокзала должен был выполнять функцию маяка и поднимался на 83 метра. Но это происходило всего трижды за всю историю здания: при открытии канала, в честь окончания ВОВ и при праздновании 850-летия столицы.
Внутренняя планировка здания – небывалая для того времени. Выражаясь современным языком это – многофункциональное общественное пространство, разделенное на три зоны: зал ожидания, вестибюль и ресторан. Качество сервиса для пассажиров просто «зашкаливало»: здесь размещались парикмахерская, комната матери и ребенка, медпункт, почта, телеграф, обувная мастерская, газетный киоск, камера хранения и даже библиотека!
Отправьте заявку сегодня
и выиграйте бесплатные билеты на экскурсии